1. Построение предложений с однородными членами.
Чаще всего в задании А6 встречаются следующие
типы предложений с однородными членами, в
которых могут быть допущены грамматические
ошибки:
- Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.
В таких предложениях очень важно обращать
внимание на то, могут ли оба этих слова управлять
тем падежом, в котором стоит зависимое слово.
Рассмотрим на примере:
Сказуемые придумал и восхищается имеют
одно зависимое слово теорией, которое стоит в
т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п.
(придумал (кем? чем?)…) – следовательно,
данное предложение построено неверно.
Правильный вариант:
- Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:
– Части двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не
только главным для создателя стихотворения, но
и для его читателей. – Можно
утверждать, что настроение было главным не
только для создателя стихотворения, но и для
его читателей.
В первом предложении союз соединяет слова не
только главным..., но и для читателей, а
они не являются однородными членами предложения.
Следовательно, этот вариант является ошибочным.
Верным является второе предложение, так как союз
в нем соединяет однородные дополнения: не
только для создателя..., но и для читателей.
– Части двойного союза являются постоянными,
их нельзя заменять другими словами. Так,
ошибочным будет предложение Можно утверждать,
что настроение было главным не только для
создателя стихотворения, а также для его
читателей, так как союза не только.., а также... нет.
- Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
В данном предложении обобщающее слово русских
классиков стоит в форме р.п., а все однородные
члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п.
Следовательно, данное предложение построено
неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян
изображена в произведениях русских классиков:
Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются
реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить
внимание.
- Пропуск предлога при однородных членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах,
площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить
предлог в, так как это слово не употребляется
с предлогом на. Правильный вариант: Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях, в
скверах.
- Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.
Апельсины и бананы являются видовыми
понятиями по отношению к слову фрукты,
следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду
однородных членов. Правильный вариант: В пакете
лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
- Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Провожающие шли с сумками и печальными
лицами.
- Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины,
дети.
Мужчины и дети также являются жителями
села.
2. Употребление имен собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное,
заключенное в кавычки и являющееся названием
чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо
обратить внимание на наличие перед ним имени
нарицательного, относящегося к этому имени
собственному. Если такое нарицательное
существительное стоит перед собственным, то
изменяется только оно, а имя собственное всегда
стоит в и.п. Если же нарицательное
существительное отсутствует, то изменяется (по
необходимости) имя собственное. Сравним три
предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову
удалось передать всю прелесть неяркой русской
природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
Первые два предложения построены
грамматически верно, в третьем содержится
грамматическая ошибка, так как при наличии имени
нарицательного собственное должно стоять в и.п.
(см. предложение 1).
3. Построение предложений с причастным оборотом.
В предложениях, содержащих причастный оборот,
необходимо обращать внимание на следующие
моменты:
- Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные
Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед.
ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн.
ч. Следовательно, данное предложение построено
грамматически неверно. Правильный вариант: Образ
поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял
и его собственную жизнь.
- Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего
снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в
данном предложении причастный оборот засевшего
на дереве, следовательно, в этом предложении
содержится грамматическая ошибка. Правильные
варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера,
засевшего на дереве. Мне было поручено
уничтожить засевшего на дереве снайпера.
- Необходимо правильно найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является
слово сына, а не лицо, следовательно,
верный вариант:
4. Построение сложноподчиненных предложений.
Чаще всего грамматические ошибки в
сложноподчиненных предложениях могут быть
допущены в следующих случаях:
- Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто
употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на
единство грамматических форм подлежащего и
сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически
верно. Ошибочными были бы следующие варианты
такого предложения:
- Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор,
которым управляет Сквозник-Дмухановский.
При таком построении предложения неясно, к
какому из слов относится придаточная часть которым
управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный
вариант: В письме говорилось, что в город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
- Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт,
которым ведут герои.
Правильный вариант: В комедии «Ревизор»
развертывается конфликт (какой?), который ведут
герои.
- Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.
Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в
который добавили виски).
В подобных предложениях причастный оборот
следует ставить перед определяемым словом.
Правильный вариант: Я пил (приготовленный
барменом) кофе, (в который добавили виски).
5. Трудные случаи управления.
Трудных случаев управления в русском языке
большое количество, поэтому осветить их все в
рамках данной статьи, конечно, невозможно.
Существуют целые словари, касающиеся данного
вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в
русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и
доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы
остановиться на тех примерах, которые нам
кажутся важными, так как именно в них чаще всего
допускаются ошибки.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются
предложения, в которых грамматические ошибки
допущены в падежной форме существительного или
местоимения, стоящего после предлога. Так,
наиболее распространенными являются следующие
случаи:
- Употребление предлога по.
В значении «после чего-либо» предлог по
управляет п.п., то есть то слово, которое стоит
после предлога, необходимо поставить в п.п. (по
приезде в Москву = после приезда в Москву; по
истечении срока = после истечения срока и
т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой)
он чувствовал себя плохо.
- Употребление предлога благодаря.
Предлог благодаря управляет д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?)
благодаря этому влиянию.
- Употребление предлога согласно.
Предлог согласно также управляет д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно
чему?) согласно личному заявлению.
Рассмотренные выше случаи чаще всего
встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще
несколько примеров предложного управления.
Кроме неправильного употребления слов с
предлогами, трудности вызывает и построение
беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые
из них.
6. Построение предложений с косвенной речью.
- Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов
пишет, что «печально я гляжу на наше
поколенье».
Правильные варианты: Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально
я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих
современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что
он печально смотрит на свое поколенье.
- Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.
Я не заметил, что находится ли он в
комнате.
Правильный вариант: Я не заметил, находится ли
он в комнате.
- Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В
человеке должно быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов,
«в человеке должно быть все прекрасно».
- Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.
Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик
лишился сына по тому одному, что положился на
уверение ответчика сделать его сына
счастливым…».
Итак, мы рассмотрели наиболее типичные случаи
нарушения грамматических норм, которые
встречались в тестах ЕГЭ. Знание этих норм
поможет успешно справиться как минимум с тремя,
на наш взгляд, сложными заданиями теста ЕГЭ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий