пятница, 26 декабря 2014 г.

ЕГЭ. Задание № 7. Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений

1. Построение предложений с однородными членами.

Чаще всего в задании А6 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:
  • Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово.
В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба этих слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере:
Сказуемые придумал и восхищается имеют одно зависимое слово теорией, которое стоит в т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п. (придумал (кем? чем?)…) – следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:

  • Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:
– Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей.Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.
В первом предложении союз соединяет слова не только главным..., но и для читателей, а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: не только для создателя..., но и для читателей.
– Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей, так как союза не только.., а также... нет.
  • Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. Рассмотрим предложение Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
В данном предложении обобщающее слово русских классиков стоит в форме р.п., а все однородные члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.
  • Пропуск предлога при однородных членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словом скверах необходимо добавить предлог в, так как это слово не употребляется с предлогом на. Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
  • Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Апельсины и бананы являются видовыми понятиями по отношению к слову фрукты, следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
  • Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий.
Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
  • Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.

Мужчины и дети также являются жителями села.

2. Употребление имен собственных в предложении.

Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в и.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).

3. Построение предложений с причастным оборотом.

В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
  • Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
  • Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
  • Необходимо правильно найти определяемое слово.
В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:

4. Построение сложноподчиненных предложений.

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:
  • Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:
  • Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
  • Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.
Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.
  • Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.
Я пил кофе, (приготовленный барменом) и (в который добавили виски).
В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом) кофе, (в который добавили виски).

5. Трудные случаи управления.

Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы остановиться на тех примерах, которые нам кажутся важными, так как именно в них чаще всего допускаются ошибки.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:
  • Употребление предлога по.
В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
  • Употребление предлога благодаря.
Предлог благодаря управляет д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
  • Употребление предлога согласно.
Предлог согласно также управляет д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.
Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.
Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

6. Построение предложений с косвенной речью.

  • Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
Правильные варианты: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
  • Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.
Я не заметил, что находится ли он в комнате.
Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.
  • Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
Неверный вариант: Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Правильный вариант: Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
  • Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.
Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Итак, мы рассмотрели наиболее типичные случаи нарушения грамматических норм, которые встречались в тестах ЕГЭ. Знание этих норм поможет успешно справиться как минимум с тремя, на наш взгляд, сложными заданиями теста ЕГЭ.

С.В.  АНДРЕЕВА,
канд. фил. наук, доцент ЦДП ТРТУ,
г. Таганрог

Комментариев нет:

Отправить комментарий